Суббота, 20.01.2018, 19:56
Вопрос-ответ | Новости | Напишите мне
Текущие психологические этюды » 2010 » Сентябрь » 14 » Опять немного теории. Ретроспективная история (мифология) клиента
21:41
Опять немного теории. Ретроспективная история (мифология) клиента

Если задуматься над тем, какие личные травмы, семейные мифы и обстоятельства раннего периода жизни обуславливают то, что Эго человека становится склонным отождествляться с каким-то одними архетипами и утрачивать связь с другими, то возникают такие предположения:

1.В зависимости от того, кто из родительских фигур и лиц его заменяющих воспринимался, оцененивался субъективно ребенком, как более сильная, значимая, важная (здесь важно-мужская это фигура или женская), на той диагонали длительное время человек и будет проживать свою жизнь, свою боль и свой рост. Мы говорим сейчас о том, что называется отцовским или материнским комплексом . Главенствующая (субъективно), наделенная массой идеализированных качеств отцовская фигура заставляет нас как бы «смотреть» больше в сторону Логоса, а значит, Эго будет сильно пропитано энергией Архетипа Духа (Анимуса) . В свою очередь на противоположном(по диагонали) конце вектора будет томиться в заточении зависимая Пуэлла, чья способность любить будет спящей и подменена Идеей о поиске Короля, а феминная способность Быть и Принадлежать будет постоянно травмирована неумолимым голосом Тиранического Анимуса , обесценивающего всех возможных кандидатов и лишающего женщину трезвой саморефлексии (своего возраста, своего своеобразия), заставляющего ее чувствовать себя  «девочкой» , у которой еще все впереди. То есть здесь конфликтовать всегда будут его величество Разум и собственные чувства, ценность которых будет очень сильно умаляться или вообще, игнорироваться. А архетип Анимы будет мстить и затоплять периодически депрессией, отчаянием и суррогатными зависимостями.

  На другой диагонали царит Материнский комплекс.  Фигурой безусловной власти и неоспоримой значимости была Мать. Структуру Эго -сознания будет затоплять третий Архетип со всеми его персонными требованиями: быть Хорошим, точнее- совершенным перед лицом Социума. А современная культура поощряет более всего Жизнь для другого (детей, семьи, благо дела, идеи), а значит отряды альтруистических жертвующих собой Спасателей и Контролеров и будут узниками этого Архетипа. А на противоположном конце вектора в бессильной ярости будет лишен энергии архетип Героя, не готовый спорить с общественным мнением, идти на риск менять как-то жизнь, рисковать и совершать свой жизненный эксперимент. Конфликт, разрывающий здесь Эго - сознание  будет больше морально-нравственного свойства- хорошо/плохо, правильно/неправильно, достойно/недостойно, должен/не должен, делать/не делать.

 

2.Другая особенность личной мифологемы, которая может влиять на Эго -позицию в отношении 4ой архетипической координаты- это был ли ребенок старшим в числе детй или младшим (единственным).Не обязательно эти «номинации» соответствуют реальному старшинству- младшинству, идет речь скорее о том, кто субъективно воспринимался в родительской семье как более сильный, самостоятельный, легко приспосабливающийся к жизни, похожий на всех,а кому приписывались скорее тепличность, особенность, нестандарность, преувеличивались их дарования и ценность. Дети такого сорта («младшие» ) более болезненнно, как правило, любимые, взращиваются не для внешнего, а для внутреннего «употребления». Их чертами чаще всего становятся затянувшаяся инфантильность, богатое воображение, сниженная воля, нарциссизм. А это означает, что человек  длительное время будет обречен бессознательно противиться сепарации и негативный биполь Архетипа Воина будет править его судьбой, пропитывая всеми теневыми нарциссическими чувствами и ощущениями- раздраженностью, импульсивностью, завистью, ревностью, безволием, бессилием, различного рода соматическим дискомфортом.Невыносимостью осваивать «обычную» (не удивительную и не волшебную) действительность и справляться с заурядными, земными житейскими задачами.

  Старшим же детям, напротив, как первенцам, приписываются эдакие сверхзадачи социальные, делегируют право вершить чужие судьбы, он отправляется в этот мир с посланием исправлять несовершенное, сеять вечное, восстанавливать Справедливость . Такому человеку в силу захваченности Героическим Архетипом (другим аспектом негативного биполя Воина) другие люди будут казаться неразумными, порочными и являть собой вызов его решительности. Для него жизнь будет долгое время полем боя, причем противники и соперники часто им вымышлены (т.е. спроецированы изнутри) . Затрагивая механизм проекции, мы переходим к характерным четырем механизмам потери Эго посредством типичных защитных стратегий.

3.Негативной Анимусной(логосной) одержимости соответствует механизм ретрофлексии , которым обозначается опыт, который начинается, как контакт с окружающим миром, но прерывается и возращается самому организму, человек тормозит себя постоянно в каких-либо непосредственных реакциях и спонтанности и «заворачивает все себе» в виде самокритики, бесконечных сомнений, обдумываний, мысленных договариваний и доделываний того, что он не привнес , не осуществил вовне.

  Архетип  совершенной Персоны, когда с ним отождествляется Эго, поддерживает себя и лишает Эго силы для роста посредством не ассимилированной интроекции. «Проглочены» и не «пережеваны» чужие «надо», «нельзя», и так и будет продолжаться - человек подменяет свои желания желаниями других людей.

 Механизм слияния с потерей границы между чувством «я» и «не-Я» живет разумеется в Негативной констеляции архетипа Анимы, где душевность и сочувствие подменяются утратой границы и растворением в Другом (ком-то и ли чем-то), что и соответствует переживанию зависимости.

 Наконец, как мы уже проговорили выше, все случаи одержимости негативным аспектом Архетипа Героя- нарциссическим Пуэром поддерживают свое бессильное или гиперсильное функционирование и лишают Эго идентификации посредством механизма проекции. Обычно вовне переносится и атрибутируется то, за что сам человек не хочет отвечать , в особенности за свои эмоции и аффекты, а также какие-либо решения.

4.В устах каждого из 4 архетипов звучат свои характерные слова:

 Анимус: знаю/не знаю, понимаю/не понимаю, вижу/не вижу

 Анима: хочу/не хочу

 Персона: должен-не должен, правильно/неправильно

 Герой: могу/не могу

 

 5. Знаменитые роли в замкнутом «треугольнике» созависимостей также подпитываются соотвествующими архетипами:

  Негативный Анимус- Преследователь

  Негативная Анима-Жертва

  Назойливая Персона- Спасатель

  Негативный Герой- бессилие выйти из треугольника

 

 6.Аффекты, чрезвычайно масштабные и растворяющие все Эго -защиты , свойственные каждому из архетипов :

   Анимус :невыносимая тревога ,жуткий страх, ужас / ясновидение

  Анима : отчаяние, разочарование, печаль / любовь, наслаждение, экстаз

  Персона: униженность, растоптанность, полный «ноль» / Радость, Красота, достоинство, чувство своей ценности

   Герой: ярость, стыд, зависть / восторг или огромное возбуждение от свершения


 7. Каждый архетип «владеет» определенного сорта внутренним императивом:

  Монарх (Персона) указывает нам на некие коллективные этические нормы и правила словами «должен-не должен», имея границы некого общепринятого прокрустова ложа.

   Душа (Анима) выражает себя желаниями, настроениями, нуждой в ком-то или чем-то, влечением

   Воин констатирует «могу-не могу»

   Маг (Анимус) диктует некое внутреннее «знаю-не знаю, не понимаю» или же тоже , как и внутренняя Королева диктует некий определенный этический выбор «должен или не должен» (когда человек почему-то может поступить только так и никак иначе). Но здесь уже невозможна ссылка на «так принято». Скорее это действует либо некая врожденная инстинктивная индивидуальная этическая программа, встроенная в человеческую психику(о чем писал Юнг К.), а не ориентация на коллективные стандарты. А в случае позитивного, т.е. очеловеченной энергии этого архетипа , так диктует собственная собственная свободная Воля.

Эта характерная структура императивов позволяет нам исследовать - с какой же архетипической энергией сознание клиента либо совсем не в контакте , либо -наоборот затоплено. В частности, человека можно спросить, проясняя его «антимотивации», а точнее- бессознательные мотивы , препятствующие целям и желаниям Эго: «Ты не можешь, не хочешь, не должен или не знаешь как?»


8.Бессознательные архетипические энергии, охватывая Эго и увлекая его к одержимости, диктуют сознанию некий межличностный стиль или направление движения по отношению к внешнему миру

 Анимус: над людьми и от людей. При позитивной констелляции- внутрь себя-мост к Самости

Персона- к людям

Анима — вместе с людьми

Герой- против людей, а при позитивной констелляции -на благо себя и других- имеются в виду миссия защиты и Служения.


 9.Чем грубее Эго -сознание затопляемо, оказывается под влиянием  глубинных слоев коллективного бессознательного, тем выраженнее психопатологические личностные искажения:

  Энергия негативного Анимуса проявляется в шизоидных , параноидных и садистических формах искажения

  Анима погружает Эго -сознание в депрессивные , мазохистические состояния и разного сорта зависимости, в том числе химические.

  Одержимая Персона часто маниакальна или истероидна.

  Патология , «принадлежащая» влиянию архетипа Героя: нарциссические расстройства личности, психосоматические нарушения, навязчивые состояния.

Категория: Текущие психологические этюды | Просмотров: 761 | Добавил: glumdalklich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz